вторник, 19 июля 2011 г.

Ох, уж эти гуси !

Что-то гуси меня преследуют на этой неделе, открою какую-нибудь книгу по развитию речи, и они тут как тут. Я не умею писать тематические занятия, поэтому  лишь покажу идею для проведения занятия, связанного с обучением грамоте. За основу возьмем сказку "Гуси-лебеди", повторим тему слоги и ударение, а вот задания от печки, яблони, речки могут быть самыми разными. Можно использовать ребусы, загадки, слоговое лото, картинки (расположить правильно) и т.д. А стихами про гусей внесу свою лепту в проект  "Ферма. Домашние животные". 
Вот примерный план:

1. Сегодня мы с тобой отправимся в сказку. Послушай, как она начинается.

Жили-были мужик да баба. У них была дочка Маша да сынок маленький, Ваня.
-Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке, под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Вернулась девочка, глядь – братца нет.

2. Выбежала она в чистое поле, подняла с земли перышко, прочитала загадку и догадалась, кто ее братца унес.

Это лебеди из сказки.
Назовите без подсказки,
Как еще тех птиц зовут,
Что сейчас мелькнули тут?
Унесли на крыльях птицы
Братца глупенькой сестрицы.  ( четыре квадратика)

3. Давай запишем слово ГУСИ.  Ты уже знаешь, что слово состоит из слогов. Давай прочитаем слово и взмахнем крыльями ГУ-СИ. Сколько раз махали? (Два). Значит в слове два слога.

Какой слог мы произносим громче и протяжнее. (Первый слог). Ставим над ним черточку под наклоном.
Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!

4. Бросилась девочка догонять их.  А что в это время делали гуси? Физкультминутка.

Гуси серые летели,
На лужайку тихо сели.
Походили, поклевали
Потом быстро побежали.

5. Бежала Маша и увидела печку.
- Печка, печка, скажи куда гуси-лебеди полетели?
- Вот тебе подсказка, - говорит печка.  Составь слова из слогов, поставь ударение и узнаешь, какие деревья видели внизу гуси-лебеди.
ЛИ ПА, ДУ БЫ, СОС НЫ.

6. Побежала девочка дальше, видит – стоит яблоня.
- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Возьми мое яблочки, прочитай слоги и придумай словечко. Только это должны быть животные, которых гуси-лебеди видели во время полета.
( На яблочках написаны слоги, например,  ЛИ(са), КА(бан), СУС(лик))

7. Бежит Маша дальше и видит: течет молочная речка – кисельные берега. Девочка к ней: - Молочная река – кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
- А станцуешь для меня, скажу, где избушку Баба Яги найти.  ( Движения можно придумать другие)
Жили у бабуси два веселых гуся. (Топают)
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся. (Хлопают с наклонами влево и вправо)
Вытянули шеи, у кого длиннее? (Прыгают)
Один серый, другой белый,
У кого длиннее?
Мыли гуси лапки в луже у канавки, (Хлопают.)
Один серый, другой белый
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся: - Ой, пропали гуси!
Один серый, другой белый,
Гуси мои, гуси! (Прыгают.)
Выходили гуси, кланялись бабусе.
(Кланяются влево и вправо.)
Один серый, другой белый
Кланялись бабусе!

8. Прибежала девочка к лесу. В избушке БабаЯга пряжу прядет. Подкралась Маша тихонько, схватила братца и побежала домой. Пришли родители домой, а Маша Ване стих читает А. Барто.

-Малыши среди двора хоровод водили.
В гуси-лебеди игра, серый волк – Василий.
-Гуси-лебеди, домой!
Серый волк под горой!
Волк на них и не глядит.
Волк на лавочке сидит.
Собрались  вокруг него лебеди и гуси.
-Почему ты нас не ешь? – говорит Маруся.
-Раз ты волк, так не трусь!-
Закричал на волка гусь. –
От такого волка
Никакого толка.
Волк ответил :
- Я не трушу,
Нападу на вас сейчас.
Я доем сначала грушу.
А потом примусь за вас!

Есть  специальное пособие Н.В. Нищевой "Гуси-лебеди". Из нее я предлагаю вам несколько иллюстраций. 






Комментариев нет:

Отправить комментарий